четверг, 30 сентября 2010 г.

Доплаты за ученую степень

Сейчас очень многие специалисты, окончившие высшие учебные заведения ставят перед собой цель — получение научного звания, а точнее кандидата наук. И устраиваясь на работу, такие специалисты имеют право на получение доплаты к заработной плате. Вот только не каждый работодатель знает, как правильно осуществлять начисление доплаты за ученую степень для своих работников.

Начисление и выплата доплат к заработной плате за ученую степень в отношении работников находящихся в штате федеральных бюджетных учреждений науки и федеральных государственных высших учебных заведениях происходит из расчета фактически отработанного времени.
Так на основании статей 57, 129, 135 Трудового кодекса РФ все доплаты и надбавки являются составной частью заработной платы работника, размер которой в свою очередь устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующим у определенного работника систем оплаты труда.

Так в соответствии с п. 10 ст. 57 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) является обязательными для включения в текст трудового договора.

В состав заработной платы на основании ст. 129 Трудового кодекса РФ входят наряду с вознаграждением за труд, зависящим от квалификации работника и сложности, качества и условий выполняемой им работы, но и различного рода компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты это всякого рода доплаты и надбавки, имеющие компенсационные характер, предоставляющиеся за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Вместе с тем в состав заработной платы также входят различного рода стимулирующие выплаты, т.е. доплаты и надбавки стимулирующего характера, а также премии и иные поощрительные выплаты.

Заработная плата устанавливается только трудовым договором на основании системы оплаты труда действующей у работодателя (ст. 135 Трудового кодекса РФ). Эта система оплаты труда, которая включает в себя доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, доплаты и надбавки стимулирующего характера и система премирования сотрудников, устанавливается и регулируется коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации в соответствии с нормами трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами, которые содержат нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений разрабатывает единые рекомендации по установлению и регулированию на федеральном региональном и местном уровне систем оплаты труда работников организаций, которые финансируются на федеральном, региональном или местном уровнях систем оплаты труда работников финансируемых из соответствующих бюджетов. Потом Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно вносит данные рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания при утверждении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год. Такие рекомендации впоследствии учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при осуществлении определения объема финансирования медицинских учреждений (в том числе учреждений здравоохранения), образования, науки, культуры и иных других учреждений бюджетной сферы, то есть в отношении тех учреждений, которые финансируются за счет государства.

Иные локальные нормативные акты организаций, устанавливающие и регулирующие системы оплаты труда, принимаются работодателями с учетом мнения представительного органа работников, то есть профсоюзов, хотя в настоящее время такой вид представительного органа работников практически повсеместно отсутствует.

Условия оплаты труда, которые закреплены в трудовом договоре не могут быть в последствии изменены в сторону их ухудшения, то есть они не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательном, иными нормативными правовыми актами, которые содержат нормы трудового права, коллективными договором, различного рода соглашениями или локальными нормативными актами.

Также не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством или иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, условия оплаты труда, установленные и определенные нормами коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов

Таким образом, система оплаты труда, включающая различные тарифные системы оплаты труда, для работников федеральных государственных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основании федеральных законов и иных нормативно правовых актов российской Федерации (ст. 144 Трудового кодекса РФ). Правительство РФ в свою очередь вправе устанавливать определенные базовые оклады (базовые должностные оклады), а также различные базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Установленные Правительством РФ базовые оклады определяют минимальную заработную плату для работников государственных и муниципальных учреждений, что означает невозможность установления размера заработной платы для определенных профессиональных квалификационных групп работников, ниже установленного Правительством РФ.

Размер доплаты работникам за ученую степень установлен постановлением Правительства РФ от 06 июля 1994года N 807 «Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской Академии наук, Российской Академии медицинских наук, Российской Академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук».

Так в соответствии с п. 3 данного постановления производится доплата работникам, занимающим штатные должности в федеральных бюджетных учреждениях (организациях) науки и федеральных государственных высших учебных заведениях, в не зависимости от их ведомственной принадлежности. И только при условии, что наличие ученой степени предусмотрено в тарифно-квалификационных требованиях к должности, занимаемой работником. И размер такой доплаты устанавливается в размере 3000 рублей за ученую степень кандидата наук и 7000 рублей за ученую степень доктора наук. Такая доплата является ежемесячной.

Если в отношении работника установлена доплата за звание действительного члена или члена-корреспондента государственных академий наук, то доплата за ученую степень доктора наук или кандидата не производится.

В совместном письме Минтруда РФ и Миннауки РФ от 23.08.1994 № 1623-РБ «Об установлении доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук» установлено что работниками, занимающим штатные должности с неполным рабочим днем (например, 0,5 или 0,25 ставки заработной платы) и имеющим ученые степени доктора наук или кандидата наук, доплаты устанавливаются в размере пропорционально отработанному времени.

А так как в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а также различного рода компенсационные и стимулирующие выплаты, то соответственно заработная плата начисляется и выплачивается за фактически произведенный труд (то есть за отработанное время). Соответственно доплата за ученую степень доктора или кандидата наук выплачивается в зависимости от отработанного работником времени. Так доплата за ученую степень является составной частью заработной платы работника, поэтому начисление и выплата такой доплаты осуществляется исходя из фактически отработанного времени.

И если работник в течении какого-то периода не работал (не осуществлял свою трудовую функцию), например, болел или находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, то доплата за ученую степень доктора или кандидата наук не выплачивается. За такой период начисляется только средний заработок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий