Акционерное общество обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущества на основании п.п.1 п.2 ст.64 Налогового кодекса РФ в связи с произошедшим пожаром, признанным чрезвычайной ситуацией техногенного характера. Напомним, указанная статья НК РФ закрепляет условия и порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора. А именно отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены налогоплательщику в случае причинения ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, к которым с полной уверенностью можно отнести и пожар.
Налоговый орган отказал в предоставлении отсрочки, указав, что представленное акционерным обществом заключение органов Министерства чрезвычайных ситуаций РФ не является надлежащим документом, подтверждающим размер понесенного материального ущерба.
Как указал Федеральный арбитражный суд Волго-вятского округа в своем постановлении от 23 апреля 2009 года № А17-4214/2008 отказ налогового органа в предоставлении отсрочки является неправомерным. Так как п.2.1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@) не разъясняет, какие именно органы уполномочены заверять справку о сумме нанесенного ущерба. Выдача заключений, подтверждающих размер ущерба, причиненного чрезвычайными ситуациями, в том числе пожаром, не выходит за рамки компетенции органов МЧС России. Такую же позицию занял и Высший арбитражный суд РФ (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2009 года N 7222/09).
Как было установлено в ходе судебного разбирательства на территории, принадлежащей акционерному обществу, произошел пожар, признанный чрезвычайной ситуацией техногенного характера и в результате которого обществу был причинен материальный ущерб. В дальнейшем акционерное общество обратилось в налоговый орган о предоставлении, в соответствии с п.п.2 п.2 ст.64 НК РФ отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество, приложив все необходимые документы, подтверждающие наличие оснований для такой отсрочки. Одновременно было заявлено ходатайство о временном приостановлении уплаты налогов (сборов), пеней на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки.
Как уже было отмечено, налоговый орган отказал в удовлетворении заявления, указав при этом, что акционерное общество не представило полный пакет документов, необходимый для предоставления отсрочки, а именно: не были представлены документы, точным образом подтверждающие размер ущерба. Заключение МЧС России, о сумме нанесенного обществу ущерба, по мнению налогового органа, таким документом не является.
Рассмотрев все материалы дела, Федеральный арбитражный суд Волго-вятского округа пришел к выводу, что акционерное общество представило все необходимые документы, подтверждающие право на предоставление отсрочки по уплате налога.
В обоснование такой позиции было указано что, согласно п.1 указанной статьи Налогового кодекса РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных данной статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога в силу п.п.1 п.2 ст.64 НК РФ могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии определенных в статье оснований, в частности, в случае причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган с приложением документов, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 указанной статьи. Копия заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета (п.5 ст.64 НК РФ).
В целях реализации положений гл.9 НК РФ приказом Федеральной налоговой службы от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ был утвержден Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п.2.1 указанного Порядка в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в п.п.1 п.2 ст.64 НК РФ, а именно причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, представляются: документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований; справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом.
Так акционерное общество к заявлению о предоставлении отсрочки приложило заключение МЧС России, согласно которому пожар, произошедший на территории принадлежащей обществу, признан чрезвычайной ситуацией техногенного характера, имеющей статус региональной; и в результате пожара обществу причинен ущерб в значительном размере.
Налоговый орган в свою очередь указывал на то, что МЧС России не является тем специализированным органом, который в силу п.п."б" п.2.1 указанного Порядка уполномочен выдавать документы, подтверждающие сумму нанесенного ущерба.
Как указал арбитражный суд, в соответствии с п.п."б" п.2.1 Порядка на налогоплательщика возлагается обязанность по представлению одновременно с заявлением справки о сумме нанесенного ущерба, заверенной уполномоченным на то органом. Порядок же в свою очередь не раскрывает понятие «уполномоченный на то орган».
И в соответствии со ст.12 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.
Указом Президента РФ от 11.07.2004 N868 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» утверждено Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п.2 Положения МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Основными задачами МЧС России являются: осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России (п.7 Положения).
В силу п.8 Положения МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет основные функции, в том числе сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с п.п.25 п.15 Положения о территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372, начальник Главного управления обеспечивает составление и представление в установленном порядке всей необходимой информации и документации, связанной с деятельностью Главного управления МЧС России.
С учетом всего вышеизложенного арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что заключения МЧС России, выданные в соответствии с его компетенцией, являются документами, подтверждающими размер ущерба, причиненного чрезвычайными ситуациями, в том числе пожаром.
Налоговый орган по своей сути оспаривал право МЧС России устанавливать сумму ущерба, но в то же время не назвал орган, который, по его мнению, в силу п.п"б" п.2.1 Порядка уполномочен выдавать справки о сумме нанесенного пожаром ущерба. Доказательств, опровергающих размер причиненного акционерному обществу ущерба, налоговый орган не представил.
Таки образом налоговый орган отказа в отсрочке по уплате налога нарушил положения Налогового кодекса РФ.
Налоговый орган отказал в предоставлении отсрочки, указав, что представленное акционерным обществом заключение органов Министерства чрезвычайных ситуаций РФ не является надлежащим документом, подтверждающим размер понесенного материального ущерба.
Как указал Федеральный арбитражный суд Волго-вятского округа в своем постановлении от 23 апреля 2009 года № А17-4214/2008 отказ налогового органа в предоставлении отсрочки является неправомерным. Так как п.2.1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@) не разъясняет, какие именно органы уполномочены заверять справку о сумме нанесенного ущерба. Выдача заключений, подтверждающих размер ущерба, причиненного чрезвычайными ситуациями, в том числе пожаром, не выходит за рамки компетенции органов МЧС России. Такую же позицию занял и Высший арбитражный суд РФ (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2009 года N 7222/09).
Как было установлено в ходе судебного разбирательства на территории, принадлежащей акционерному обществу, произошел пожар, признанный чрезвычайной ситуацией техногенного характера и в результате которого обществу был причинен материальный ущерб. В дальнейшем акционерное общество обратилось в налоговый орган о предоставлении, в соответствии с п.п.2 п.2 ст.64 НК РФ отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество, приложив все необходимые документы, подтверждающие наличие оснований для такой отсрочки. Одновременно было заявлено ходатайство о временном приостановлении уплаты налогов (сборов), пеней на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки.
Как уже было отмечено, налоговый орган отказал в удовлетворении заявления, указав при этом, что акционерное общество не представило полный пакет документов, необходимый для предоставления отсрочки, а именно: не были представлены документы, точным образом подтверждающие размер ущерба. Заключение МЧС России, о сумме нанесенного обществу ущерба, по мнению налогового органа, таким документом не является.
Рассмотрев все материалы дела, Федеральный арбитражный суд Волго-вятского округа пришел к выводу, что акционерное общество представило все необходимые документы, подтверждающие право на предоставление отсрочки по уплате налога.
В обоснование такой позиции было указано что, согласно п.1 указанной статьи Налогового кодекса РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных данной статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога в силу п.п.1 п.2 ст.64 НК РФ могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии определенных в статье оснований, в частности, в случае причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган с приложением документов, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 указанной статьи. Копия заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета (п.5 ст.64 НК РФ).
В целях реализации положений гл.9 НК РФ приказом Федеральной налоговой службы от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ был утвержден Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п.2.1 указанного Порядка в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в п.п.1 п.2 ст.64 НК РФ, а именно причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, представляются: документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований; справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом.
Так акционерное общество к заявлению о предоставлении отсрочки приложило заключение МЧС России, согласно которому пожар, произошедший на территории принадлежащей обществу, признан чрезвычайной ситуацией техногенного характера, имеющей статус региональной; и в результате пожара обществу причинен ущерб в значительном размере.
Налоговый орган в свою очередь указывал на то, что МЧС России не является тем специализированным органом, который в силу п.п."б" п.2.1 указанного Порядка уполномочен выдавать документы, подтверждающие сумму нанесенного ущерба.
Как указал арбитражный суд, в соответствии с п.п."б" п.2.1 Порядка на налогоплательщика возлагается обязанность по представлению одновременно с заявлением справки о сумме нанесенного ущерба, заверенной уполномоченным на то органом. Порядок же в свою очередь не раскрывает понятие «уполномоченный на то орган».
И в соответствии со ст.12 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.
Указом Президента РФ от 11.07.2004 N868 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» утверждено Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п.2 Положения МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Основными задачами МЧС России являются: осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России (п.7 Положения).
В силу п.8 Положения МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет основные функции, в том числе сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с п.п.25 п.15 Положения о территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372, начальник Главного управления обеспечивает составление и представление в установленном порядке всей необходимой информации и документации, связанной с деятельностью Главного управления МЧС России.
С учетом всего вышеизложенного арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что заключения МЧС России, выданные в соответствии с его компетенцией, являются документами, подтверждающими размер ущерба, причиненного чрезвычайными ситуациями, в том числе пожаром.
Налоговый орган по своей сути оспаривал право МЧС России устанавливать сумму ущерба, но в то же время не назвал орган, который, по его мнению, в силу п.п"б" п.2.1 Порядка уполномочен выдавать справки о сумме нанесенного пожаром ущерба. Доказательств, опровергающих размер причиненного акционерному обществу ущерба, налоговый орган не представил.
Таки образом налоговый орган отказа в отсрочке по уплате налога нарушил положения Налогового кодекса РФ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий