пятница, 5 февраля 2010 г.

Списание денежных средств при ликвидации

При ликвидации организации списание налогов в бесспорном порядке невозможно. Именно так указал ФАС Дальневосточного округа в своем постановлении от 2 ноября 2009 года N Ф03-5841/2009.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом было установлено, что в результате проведенного внеочередного собрании акционеров было принято решение о ликвидации акционерного общества и о создании ликвидационной комиссии. В трехдневный срок после принятия акционерами решения в налоговый орган было направлено соответствующее уведомление о ликвидации, а также опубликовано сообщение о ликвидации общества в средстве массовой информации.
Однако, сразу после этого налоговой инспекцией были предъявлены требования акционерному обществу об уплате налогов, сборов, пеней и также были приняты решения об их взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в бесспорном порядке.

 Кроме того, в целях обеспечения исполнения акционерным обществом указанных решений налоговым органом были вынесены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Арбитражный суд не согласился с подобными выводами налоговой инспекции и указал, что налоговый орган не вправе принимать решения о взыскании налогов, сборов, пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а также выставлять требования об уплате налогов, сборов, пеней после принятия налогоплательщиком решения о добровольной ликвидации, создания ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в ЕГРЮЛ.
В случае проведения ликвидации организации в ст. 49 Налогового кодекса РФ предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов), согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством. При этом в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается исключительно в третью очередь.
Таким образом, принудительное взыскание задолженности с налогоплательщика нарушает требования, установленные налоговым и гражданским законодательством, права ликвидируемого юридического лица, порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2009 г. N Ф03-5841/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Суминой Г.А.
судей: Трофимовой О.Н., Панченко И.С.
при участии
от заявителя: ЗАО "Восток-Бор" - представитель не явился;
от Межрайонной ИФНС России N 6 по Приморскому краю - Милай А.Ю., представитель по доверенности N 04/39 от 24.03.2009;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю
на решение от 19.06.2009
по делу N А51-2017/2009
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Куприянова Н.Н.
по заявлению закрытого акционерного общества "Восток-Бор"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю
о признании незаконными решений и действий
Закрытое акционерное общество "Восток - Бор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решений инспекции о приостановлении операций по счетам общества в банке, решений о взыскании налогов, сборов, пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, а также о признании незаконными действий налогового органа по выставлению требований об уплате налогов, сборов, пеней.
Решением суда от 19.06.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом судебный акт мотивирован ссылкой на нормы налогового и гражданского законодательства, в соответствии с которыми в период нахождения предприятия-налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов, сборов, пеней, в том числе путем принятия решений об их взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, поскольку это влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов. Материалами дела подтверждается, что оспариваемые решения и действия по выставлению требований приняты и осуществлены налоговым органом после принятия обществом решения о добровольной ликвидации, создания ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе инспекции, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение, так как выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам. Заявитель жалобы считает, что судом не дана оценка доводам инспекции о том, что процедура ликвидации не изменяет сроки уплаты налогов, а также не устанавливает особый порядок взыскания текущих налогов, что обществом до настоящего времени не представлен в регистрирующий орган промежуточный ликвидационный баланс, что свидетельствует о том, что фактически мероприятия по ликвидации обществом не осуществляются.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а принятое судебное решение - без изменения как законное и обоснованное.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 12.05.2008 на внеочередном собрании акционеров ЗАО "Восток - Бор" было принято решение о ликвидации общества и о создании ликвидационной комиссии. В трехдневный срок после принятия решения в налоговый орган направлено соответствующее уведомление, а также опубликовано сообщение о ликвидации общества в журнале "Вестник государственной регистрации".
В период с 08.08.2008 по 18.12.2008 налоговым органом выставлено 14 требований об уплате налогов, сборов, пеней. В связи с тем, что они не были исполнены обществом в установленный в требованиях срок, инспекцией в период с 26.08.2008 по 19.01.2009 принято 13 решений об их взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке. Кроме этого, в целях обеспечения исполнения указанных решений налоговым органом в этот же период времени вынесено 19 решений о приостановлении операций по счетам общества в банке.
Общество, посчитав, что указанными действиями и решениями инспекция нарушает его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обжаловала их в арбитражный суд, который обоснованно удовлетворил заявленные требования, при этом суд исходил из следующего.
В случае ликвидации организации статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов), согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 ГК РФ погашается в третью очередь.
Принимая обжалуемое решение, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что приведенные законоположения не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Как установлено судом, о начале процедуры добровольной ликвидации инспекция уведомлена обществом 19.05.2008.
В нарушение требований налогового и гражданского законодательства, прав ликвидируемого юридического лица, порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов акты о принудительном взыскании задолженности по налогам, сборам и пеням в бесспорном порядке приняты инспекцией после принятия обществом решения о добровольной ликвидации общества, создания ликвидационной комиссии и регистрации данных сведений в ЕГРЮЛ, поэтому арбитражным судом правомерно признаны оспариваемые решения и действия налогового органа по выставлению требований незаконными, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Довод заявителя жалобы о том, что процедура ликвидации юридического лица не влияет на порядок и сроки уплаты налогов и сборов, является ошибочным и во внимание не принимается, как противоречащий вышеуказанным нормам права.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что обществом до настоящего времени не утвержден промежуточный ликвидационный баланс, во внимание судом кассационной инстанции также не принимается, как не имеющий правового значения для оценки законности действий налогового органа по выставлению и принятию, соответственно, оспариваемых требований и решений.
С учетом изложенного, кассационная жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2009 по делу N А51-2017/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:
Сумина Г.А.

Судьи:
Трофимова О.Н.
Панченко И.С.

Комментариев нет:

Отправить комментарий